Согласно КоАП РФ, а точнее статье 12.25 части 2, водитель при игнорировании требований по остановке автомобиля сотрудником ГИБДД подвергается финансовому взысканию в виде штрафа за не остановку по требованию инспектора от 500 до 800 рублей.
Современные реалии дорожного движения таковы, что спорные ситуации на дороге возникают довольно часто. При этом неправ может оказаться не только водитель, но и сотрудник ГИБДД. В такой ситуации естественно возникает вопрос, а стоит ли останавливаться по требованию инспектора ДПС, и что грозит участнику движения в случае не остановки? Поэтому рассмотрим, в каких случаях патруль имеет право останавливать, может ли в свою очередь автовладелец проигнорировать это, каков размер штрафа за не остановку по требованию инспектора, возможна ли погоня, могут ли за это лишить прав и некоторые другие важные аспекты.
Когда инспектор ГИБДД имеет право остановить водителя?
Согласно пункту 84 приказа МВД от 23.08.2017 N664 сотрудник ведомства ГИБДД может останавливать машину и назначать штраф за не остановку по требованию инспектора по многим как явным, так и не очень явным причинам:
- Были нарушены какие-либо правила дорожного движения или эксплуатации автомобиля – это может быть обгон в неположенном месте, езда на красный свет, игнорирование пешеходного перехода, установка запрещенной оптики и т. д. (п.84.1)
- Номер, вид авто или внешность водителя и пассажиров совпадают с ориентировочными сведениями по административным или уголовным правонарушениям. (п.84.2)
- Машина числится как угнанная. (п.84.3.)
- Авто стало причиной или соучастником дорожного происшествия. (п.84.4)
- Водитель или пассажир требуется в качестве понятого. (п.84.5)
- Участник движения видел какое-либо противоправное действие. (п.84.4)
- Автомобиль требуется для проведения спецоперации сотрудникам ГИБДД. (п.84.6)
- Требуется ограничить или полностью прекратить движение транспортного потока (п.84.12, 84.7 и 8).
- Для обеспечения беспрепятственного проезда спецавтомобилей (п.84.8).
- Проведение проверки на авто или груз. (п.84.13)
- Установление личности водителя и пассажиров. (п.84.14)
- Привлечение для оказания помощи, например, доставки пострадавшего в больницу. (п.84.10)
- Плановая проверка документов участников движения. (п.84.13 и 14)
- Нарушение маршрута из-за техногенных или природных катастроф. (п.84.12)
Как видно, законодательная база для остановки любого участника движения достаточно емкая. Причем, сотрудники ДПС могут применять ее как на посту, так и вне его. Кроме того, сюда можно добавить закон о полиции № 3, ст. 13, пункт 20, подтверждающий как факт, что патрули могут выполнять данное действие в законных рамках.
Имеет ли право водитель не остановиться по требованию инспектора ДПС?
Законность и безопасность остановки транспортного средства прописана правилами дорожного движения – это прежде всего отсутствие запрещающих знаков и создания аварийной ситуации (подробнее об этом говорится в 12-ой главе ПДД). Последнее также может являться поводом, чтобы нарушить требование инспектора об остановке. Существуют три основных момента, когда водитель не получит штраф за не остановку и требованиям патруля ДПС можно пренебречь:
- В темное время суток вне стационарного поста. Это тем более актуально, если транспортное спецсредство не имеет святящейся окраски, сотрудник без жилета, а улица не освещена (П. 85 приказа N664). Во избежание недоразумений после подобного случая остановки лучше позвонить в территориальное ГИБДД и сообщить об инциденте.
- Остановка может привести к сложной ситуации для участников движения и вызвать аварийную обстановку. В данном случае если инспектор требует торможения в подобной ситуации, то он нарушает п. 88 (Приказ 664), поэтому можно пренебречь его требованием.
- Место имеет весьма ограниченную видимость (на резком повороте, перед крутым подъемом, на перекресте и т. п.). Если сотрудник это не учел и требует остановки, то он нарушает регламент по своей работе п. 87 (Приказ 664), что является основание не останавливаться в этом месте.
Возможность остановки по требованию инспектора ГИБДД нужно оценивать, исходя из обстоятельств, и всегда стараться избежать конфликтной ситуации с патрулем.
Размер штрафа за не остановку по требованию инспектора
Согласно административному кодексу правонарушений, а точнее статье 12,25 части 2, водитель при игнорировании требований по остановке авто сотрудником ГИБДД подвергается финансовому взысканию от 500 до 800 рублей.
Кроме того, следует иметь ввиду, что инспектор, руководствуясь регламентом своей деятельности (приказ 664), может привлечь владельца транспортного средства к штрафам сопутствующих правонарушений (если таковые имеются). Это может быть превышение лимита скорости, обгон в неположенном месте, а также различные недочеты состояния самой машины (неграмотная настройка фар, неправильно установленный номер и т. д.). Поэтому сумма взыскания может существенно возрасти при обнаружении недочетов со стороны автовладельца. Стоит задуматься, можно ли в таком случае надеяться на отстаивание своей правоты, если машина находится далеко не в идеальном состоянии.
Штраф за не остановку по требованию инспектора с погоней
Сама по себе сумма штрафа за игнорирование требования сотрудника ДПС остановиться невелика. Однако нужно учитывать, что подобное неповиновение может спровоцировать погоню со всеми исходящими из этой ситуации последствиями. Если водитель просто был не внимателен (или выполнял трудный маневр на сложном дорожном участке) и пропустил или просто не обратил внимания на команду патруля, а затем увидел, что за ним начато преследование, естественно, сразу должен остановиться.
Возможно, автовладельцу при лояльном отношении представителей ГИБДД, и наличии всех документов и исправности авто ничего не грозит. Однако по закону штраф может быть выписан. Другое дело – намеренный уход от спецавтомобиля. Чтобы узнать о всех негативных последствиях этого действия, можно просто обратиться к закону «О полиции» Статьи 18, 19, 23.
В частности ст. 23, в пункте 3 говорится, что авто может быть остановлено с применением огнестрельного оружия, путем нарушения его механизмов – когда автовладелец отказался после нескольких повторов требования об остановке. Оружие будет тем более оправданно применяться, если сотрудники рассмотрели в действиях водителя намеренный уход и попытку скрыться, а также есть угроза от этого здоровью или жизни других участников движения, пешеходов и проч.
Кроме того, в пункте 97 приказа 664 говорится, что инспектор ГИБДД имеет право затормозить преследуемую машину, применяя для этого:
- Специальные устройства (например, шипованная лента).
- Остановку движения на отдельном участке дороги.
- Выставление заслона из автомобилей.
- Стрельбу из огнестрельного оружия.
Если преследуемый автомобиль и действия его водителя покажутся сотрудникам ДПС чрезмерно подозрительными, они имеют право применить любой из рассмотренных методов, чтобы как можно скорее завершить погоню. Последствия таких мероприятий могут завершиться фатально как для транспортного средства, так и для водителя с пассажирами.
Лишение прав за не остановку по требованию инспектора ДПС
Вопрос о том, могут ли лишить водительских прав за не остановку по требованию инспектора ГИБДД, не имеет однозначного ответа. Дело в том, что в законе четко прописано – за какие конкретно проступки и насколько автовладелец лишается удостоверения. Поэтому лишение невозможно исключительно за сам факт пренебрежения требований патруля. Однако если этому будут сопутствовать другие недочеты, а это вполне реально – ведь останавливают машину в большинстве случаев именно за какое-то увиденное нарушение, то лишение прав вполне реально. Например, это следующие причины:
- Отсутствие автомобильных номеров (до трех месяцев, согласно статье 12.2, части второй административного кодекса).
- Водитель не уступил дорогу спецтехнике с включенными сигналами (от одного до трех месяцев, согласно статье 12.7 части второй того же документа).
- Превышение скорости передвижения (до полугода по статье 12.9 части второй).
- Остановка места аварии (до полутора лет по статье 12.27 части второй).
- Управление в нетрезвом виде (до двух лет по ст. 12.8 части первой).
Естественно, если в действиях водителя будут усмотрены деяния против сотрудников, например, явное сопротивление в ходе преследования, причинение вреда и т. п., то возможен административный арест и заключение под стражу для дальнейших разбирательств (ст. 19.3 административного кодекса) на 15 суток, если водитель хотел просто убежать. Если же он толкнул сотрудника или пытался бороться с ним, сорвал с него погоны, жилет, знаки и т. п. – то уже ст. 318 уголовного кодекса, грозящая ему до 5 лет тюрьмы.
Когда сотрудник ГИБДД имеет право стрелять по автомобилю?
Статья под номером 23 закона о полиции в пункте 3.1 говорит о том, что для остановки транспортного средства могут использоваться различные методы – стрельба из огнестрельного оружия – один из них. Однако применяться табельное оружие при этом должно так, чтобы не был причинён вред третьим лицам и их имуществу – прохожим, соседним участникам движения, объектам, находящим на линии огня.
Кроме того, стрельба сотрудниками не имеет целью поражение преследуемого. Напротив, вред должен быть минимальным. Например, автомобиль не должен в результате потерять управление и причинить ущерб или привести к жертвам как самого водителя, так и окружающих. К тому же в обязанность инспектора входит необходимое предупреждение о планируемом применении оружия – голосом через громкоговоритель, предупредительный выстрел.
Естественно, могут быть и исключения, например, когда жизни и здоровью сотрудника возникает явная угроза и промедление применения оружия может закончиться его гибелью.
Есть ли скидка на штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС?
Согласно изменениям постановления федерального закона под номером 437, действующего от 22 декабря 2014 года и при оплате штрафов ГИБДД (32.2 КоАП РФ) в течение первых 20 дней со дня постановления действует 50%-ная скидка. Исключением являются следующие правонарушения:
- Отсутствие регистрации авто – ст. 12.1 п.1 КоАП РФ.
- Езда под красный свет – 12.12. п.3 КоАП РФ.
- Выезд на встречную полосу (повторно) – 12.15 п.5 КоАП РФ.
- Повторное нарушение скоростного режима – 12.9 п.7 КоАП РФ.
- Вождение в пьяном виде – 12.8 п.6. КоАП РФ.
- Причинение легко или среднего ущерба здоровью в ДТП – 12.24 КоАП РФ.
- Не выполнение требование на медосвидетельствование на алкоголь – 12.26 КоАП РФ.
- Не выполнение обязанностей в связи с ДТП – 12.27 п.3 КоАП РФ.
- Не соблюдение дорожных знаков и разметки – 12.16 КоАП РФ.
Таким образом, оплатить штраф за не остановку по требованию ГИБДД с половинной скидкой можно в течение 20-дневного срока. Исключение составляют случаи (смотрите ст. 32.2 пункт 1.3 КоАП РФ), когда ему сопутствуют более серьезные нарушения из вышеприведенного списка.
Как избежать штрафа за не остановку по требованию инспектора?
Можно ли избежать взыскания штрафа за неподчинение требованию инспектора ГИБДД по остановке машины? Безусловно! Однако для этого нужно доказать, что действия сотрудника не соответствовали регламенту приказа 664 (пункты с 85 по 88 включительно):
- Жест об остановке был подан не своевременно.
- Невозможно определить какому именно участнику движения предназначался жест.
- Нечеткое отображение сигнала – отсутствие звукового и светового сопровождения.
- Плохая видимость.
- Остановку нельзя было выполнить по причине создания аварийной ситуации.
Доказательной базе будет существенно способствовать видеофиксация с помощью надежного видеорегистратора.
Обжалование штрафных санкций за не остановку по требованию сотрудника ГИБДД
Чтобы обжаловать неправомерное взыскание штрафа за не остановку по требованию дорожного инспектора ДПС (согласно ст. 30.1 и 30.2 административного кодекса РФ), необходимо обратиться в одну из следующих ниже приводимых инстанций. Однако при этом нужно помнить, что постановление о штрафных санкциях выносится судом или ГИБДД.
- Если вынесено судебной инстанцией, то нужно подавать жалобу в вышестоящий суд (далее по списку в сокращенной форме).
- Если вынесено органом ГИБДД – в вышестоящий орган ГИБДД или начальствующему лицу инспекции, а также в суд района по месту рассмотрения дела.
- Если вынесено иным органом – в районный суд по месту рассматриваемого дела, либо же в прокуратуру.
Инструкция процедуры обжалования штрафа за не остановку по требованию инспектора выглядит следующим образом:
- После того, как постановление суда или ГИБДД получено на руки, необходимо составить жалобу с обращением в один из вышестоящих органов или суд.
- В первой части жалобы должны содержаться сведения адресата суда/иного органа, его реквизиты и данные заявителя.
- В основной части заявления на обжалование штрафа за не остановку по требованию инспектора нужно обязательно указать всю нормативную базу и законы, подтверждающие невиновность заявителя.
- Указать в основной части и контакты свидетелей с просьбой суда/лица/иного органа допросить их.
- Изложить четко главную просьбу – прекратить дело, перенаправить материалы в другой орган или отменить постановление.
- В конце привести список прилагаемых материалов (фото-видео материалы, технические характеристики авто).
Принятую жалобу рассматривают в течение 10-дневного срока у начальника инспекции и до 60 дней в суде или прокуратуре и выносят постановление. Согласно ст. 30. 3 КоАП РФ.
Скачать образец заявления начальнику ГИБДД на обжалование штрафа за не остановку по требованию дорожного инспектора можно здесь.
Скачать образец заявления в суд на обжалование штрафа за не остановку по требованию дорожного инспектора можно здесь.
Нюансы
Если взыскания штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД избежать не удалось, можно попытаться обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Однако при составлении и подаче жалобы нужно учесть ряд нюансов:
- Текст заявления на обжалование штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД лучше оформлять в официальном стиле с юридической терминологией и без сленговых выражений.
- Ни в коем случае не проявлять эмоциональных и тем более нецензурных речевых оборотов.
- Информацию лучше подавать в печатном виде – это более разборчиво, чем в письменном.
- Нельзя предоставлять заведомо ложную информацию.
Для подтверждения своей невиновности нужно обязательно привлекать свидетелей и фото, видеоматериалы с видеорегистратора (личного и других участников движения), камер наружного наблюдения.