Техосмотр автомобиля и получение диагностической карты — вопрос, которым задаются как многочисленные водители, так и законодатели. На дороге может случиться ДТП, но не все водители знают, какой набор документов обязательно должен присутствовать при аварии. Например, произошло ДТП, а диагностического талона на руках нет, или техосмотр просрочен. На самом деле в законодательство внесены изменения, и теперь сотрудники автоинспекции не могут оштрафовать водителя за отсутствие талона техосмотра, тем более контролировать его наличие. Но это не значит, что теперь не нужно регулярно проходить ТО и получать документ об этом. Изменения прописаны в ПДД 2.1.1. новой редакции.
Нормативная база
Основным правовым документом, регламентирующим техосмотр, является Федеральный Закон № 170 от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств».
Также действуют:
- Постановление правительства от 5 декабря 2011 г. № 1008 «О проведении технического осмотра транспортных средств».
- Приказ Министерства экономического развития № 587 «О реестре операторов технического осмотра».
- Постановление правительства № 1115 «О единой автоматизированной информационной системе».
Правила заполнения диагностической карты прописаны в Приказе Министерства Транспорта № 274 от 21 августа 2013 года.
Согласно гл. 3-4 ФЗ № 170 от 1 июля 2011 года техосмотр должен проводиться специалистами на станциях технического обслуживания, которые имеют лицензию и разрешение на работу, а также внесены в реестр.
Что такое техосмотр?
Технический осмотр транспортного средства — это процедура, во время которой автомобиль осматривают специалисты на предмет возможности нормальной эксплуатации машины. Проверяется как сам автомобиль, так и все его дополнительное оборудование.
Процедура ТО состоит из нескольких обязательных пунктов проверки:
- Тормозная система.
- Световые приборы.
- Работа двигателя.
- Состояние шин, зеркал, ремней безопасности, а также стекол.
Кроме этого обязательно проверяется работа компьютерной системы и всех систем контроля. Для каждого типа транспорта в Приложении № 1 к «Правилам проведения технического осмотра», предусмотрены отдельные нормы.
Проводится техосмотр на данный момент для подтверждения безопасности автомобиля перед получением страховки. Диагностическая карта, которая пришла на замену талону техосмотра содержит больше информации по состоянию машины. В случае указания в ней заведомо ложных данных ответственность ложится на сотрудника СТО. С него в случае аварии страховая компания имеет полное право затребовать стоимость ремонта автомобиля, если ДТП произошло из-за неисправности транспортного средства. Перед началом осмотра оператор обязан сверить все сопроводительные документы на автомобиль. У владельца машины на руках должна быть регистрация ТС, документ, удостоверяющий личность, а также подтверждающий право на вождение данного средства.
Диагностическая карта — документ формата А 4, в котором должны содержаться следующие сведения:
- Данные владельца ТС.
- Номер диагностической карты.
- Перечисление всех деталей и узлов, которые проверены во время осмотра.
- Вывод специалиста.
- Пометка с регистрацией в ГИБДД.
- Печать и подпись оператора.
Это очень важно для страховых компаний, которые выдают ОСАГО или КАСКО. Страховщики могут быть уверены, что не придётся оплачивать последствия ДТП владельцу, который попал в аварию из-за неисправности, например, тормозов или других важных узлов машины.
Если технический осмотр выявил явные неисправности и недостатки, то у владельца есть 20 дней, чтобы их отремонтировать и привести в порядок. Затем проходится повторный техосмотр. При нем проверяются только детали, к которым раньше были претензии.
Процедуру осмотра могут не проходить те ТС, возраст которых меньше трех лет. Это новые мотоциклы, легковые автомобили, а также прицепы и полуприцепы. Некоторые недобросовестные страховщики при оформлении полисов пытаются спекулировать тем, что новизна машины считается только лишь по годам. Например, если машина была произведена в 2015 году в мае месяце, то три года ей исполняется в 2108году с 1 января и владелец уже в январе обязан проходить ТО для получения ОСАГО. Это незаконно, три года исчисляются вплоть до дня.
Нужен ли техосмотр при ДТП?
Согласно последним изменениям, внесенным в законодательство, водитель не обязан возить с собой диагностическую карту и подтверждать прохождение техосмотра. Она необходима только лишь при оформлении страховки. Компания, которая выдает полис ОСАГО, при получении документов проверяет наличие техосмотра и правильно заполненной диагностической карты. В ней должны быть указаны все данные автомобиля, в том числе, номер рамы, марка и модель машины, номер кузова, год производства ТС. После получения страховки водитель имеет полное право не возить с собой подтверждение ТО. Поэтому при ДТП сотрудники ГИБДД могут потребовать только полис и документы на машину. Этого вполне достаточно для заполнения протокола на месте происшествия.
Страховой полис обязаны иметь при себе водители коммерческих структур:
- Водители автобусов.
- Такси.
- Маршрутных такси.
- Большегрузных машин.
Эта группа лиц, обязана возить с собой талон технического осмотра. При его отсутствии налагается штраф — 800 руб. Если нарушение происходит неоднократно, то водителю запрещается использовать данное транспортное средство.
Проходить ТО обязательно, поскольку без него нельзя получить полис страховой компании, а вот возить с собой документ и предъявлять техосмотр при ДТП, не обязательно для основной массы водителей. Такой гарантийной бумагой является действующая страховка.
Чем грозит отсутствие ТО при ДТП?
Если на момент аварии нет технического осмотра ТС, то на руках у водителя может не быть и полиса. Это ключевой момент. ТО при ДТП на руках не принципиально иметь, а наличие страховки — обязательно. За техосмотр штрафы отменены, а вот за отсутствие ОСАГО наказание предусмотрено. Это административное правонарушение и уровень ответственности зависит от некоторых нюансов:
- Страховки нет — 800 руб.
- Полис просрочен или оформлен с нарушениями — 500 руб.
- Документа нет с собой — 500 руб.
Поначалу это может показаться незначительной суммой, но при аварии, когда необходимо возмещать ущерб и восстанавливать свой автомобиль получится внушительно.
Просроченный техосмотр при дорожно-транспортном происшествии
Согласно последним изменениям в законе, водитель может ездить и без техосмотра, а также с просроченной картой диагностики. Это не касается водителей грузовых и пассажирских видов транспорта. В таком случае документ о прохождении осмотра должен быть обязательно предъявлен по требованию госинспектора.
У остальных водителей сотрудники ГИБДД теперь не имеют права проверять данный талон, даже, если водитель попал в ДТП.
Просроченный техосмотр при ДТП не служит основанием для наказания или признания водителя виновником аварии. Но при этом просроченный ТО может служить основанием для больших проблем, чем простой штраф. Проблему могут возникнуть при получении страховых выплат и зависят от того, виновник вы аварии или пострадавший. Виновникам будет тяжелее, поскольку СК может отказаться платить по полису и придется долгое время судиться и доказывать свою правоту. С юридической точки зрения оплатить ОСАГО должны, но трудности возникнуть вполне могут.
ТО и выплаты для виновника ДТП при ОСАГО
Многие водители сейчас проводят техосмотр только для того, чтобы получить полис ОСАГО. Если с просроченным диагностическим талоном попасть в ДТП, то претензии к водителю будут не у сотрудников ГИБДД, а у страховой компании.
Виновнику аварии с просроченным техосмотром придется самому оплачивать ремонт чужого автомобиля.
Получить страховку можно только в случае, если повреждения незначительны. В случае, когда ТО нет у владельца транспорта с обязательным прохождением осмотра раз в полгода, в выплатах по полису ему откажут. Для остальных категорий ситуация не столь значительна по сложности.
Отсутствие техосмотра и выплаты по страховке потерпевшему (ОСАГО и КАСКО)
После ДТП встает вопрос о выплатах по страховке. Если владелец не имеет диагностического талона или он у него просрочен, то может возникнуть вопрос, будут ли страховые выплаты.
Ст. 14 ФЗ « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцам транспортных средств», в случае отсутствия техосмотра на момент ДТП, к владельцу машины могут применить регрессивные выплаты. Но это разрешено только в том случае, если ТС должно проходить ТО раз в полгода.
Для всех других автомобилей по закону выплаты осуществляются независимо от наличия или отсутствия техосмотра. Диагностическая карта вообще не входит в список документов, которые владелец должен предъявить страховщикам для выплаты ущерба согласно п. 44 Правил страхования автогражданской ответственности от 07.05.2003 г. Если страховая компаний отказывается оплачивать страховку при действующем полисе, то необходимо жаловаться и защищать свои права. Для этого есть следующие инстанции:
- Руководство организации. Возможно, администрация изменит решение некомпетентного сотрудника. Жаловаться можно в письменном и устном виде. В большинстве случаев этого обращения вполне достаточно для решения проблемы.
- Всероссийский союз автостраховщиков. Это самая первая инстанция. Союз осуществляет контроль над страховыми компаниями. Жалоба в свободной письменной форме.
- Роспотребнадзор. В данной ситуации вы — потребитель услуг, а потому при нарушении ваших прав обратиться в данную организацию просто необходимо. Заявление пишется в свободной форме с подробным описанием ситуации.
- Прокуратура. Рассматривает случаи, когда компания не выполняет своих обязательств.
- Суд. Исковое заявление должно быть правильно составлено. Для этого следует обратиться к опытному юристу, поскольку СК в любом случае имеет профессионала для таких случаев.
В любом случае необходимо отстаивать свои права и доказать, что действующая страховка, даже при наличии просроченного техосмотра при ДТП — это основание для выплат от страховой компании.
Нюансы
Самое важное, что должен запомнить водитель, теперь предъявлять талон техосмотра необходимо только при оформлении страхового полиса. По п.2.1.1 ПДД технический осмотр не обязательный документ. Его не имеет право требовать сотрудник ГИБДД при ДТП.
Но при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО на руках должен быть действующий лист технического осмотра. При этом действительный и с достоверной информацией. Что касается сроков, то неважно сколь еще действует диагностическая карта. Даже если она заканчивается через три дня, полис ОСАГО вам должны оформить.
Чтобы не было лишних проблем с выплатами и не пришлось судиться со страховой компанией, специалисты все же рекомендуют даже при действующем полисе ОСАГО, не допускать просроченный техосмотр. Оптимальный вариант — пройти техосмотр еще до того, как он истечет. Прежде всего, это безопасность ваша и окружающих участников дорожного движения.
Чтобы не получить в итоге фальшивую карту, по которой полис ОСАГО автолюбителю не выдадут, необходимо обратить внимание на СТО, где вы собираетесь осматривать машину. Владельца должны заинтересовать следующие моменты:
- Низкая стоимость ТО. Это первый признак незарегистрированной станции техосмотра.
- Обязательно проверить аккредитацию. В ней должен быть номер, который состоит из 21 цифры.
Не стоит обращать внимание на такие станции, поскольку оплата фальшивого или поддельного техосмотра не позволит получить страховку, а без этого документа быть участником дорожного движения водителю нельзя.
Безопасность дорожного движения зависит от соблюдения всеми участниками правил и законов. Наличие техосмотра гарантирует безопасность вашего автомобиля для окружающих. Страховщики не возьмут на себя ответственность выдавать полис без карты с диагностикой. Но при этом ГИБДД по последним внесенным изменениям не может требовать от владельца машины наличия техосмотра при ДТП, а тем более штрафовать за отсутствие.