На территории Российской федерации действует закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО). №40-ФЗ.
Согласно закону каждый автовладелец обязан приобрести полис ОСАГО.
Отсутствие у владельца ТС полиса автогражданской ответственности влечет за собой штрафные санкции.
В последние годы страховые компании начали продавать гражданам полисы ОСАГО, нагружая их дополнительными страховками жизни и здоровья, страхования жилища, финансовых рисков и т.п.
В результате автовладельцу не предоставляется возможность отказаться от дополнительной услуги, и он вынужден переплачивать от 500 до 3000 рублей за навязанный страховой полис.
Как и зачем навязывают дополнительную страховку к ОСАГО?
Среди множества компаний имеющих лицензию на продажу ОСАГО, лишь незначительный процент продают полисы без дополнительных страховок. Соответственно к таким страховщикам собираются огромные очереди. Остальные же предлагают различные продукты своих компаний в «нагрузку» к полису ОСАГО. Самым распространенным допом является страхование жизни и здоровья водителя.
Далее следуют:
- Страхование жизни и здоровья пассажиров транспортного средства – одна из самых дорогих услуг, которая в редких случаях может себя оправдать.
- Страхование движимого и недвижимого имущества – тут, в качестве аргументов, приводятся всевозможные риски от кражи до землетрясения.
Помимо дополнительных страховых продуктов агент может предложить дополнительные услуги, которые по сути своей являются фикцией или уже включены в договор обязательного страхования автогражданской ответственности:
- Компания-страховщик оплачивает эвакуатор – когда возникает необходимость, застрахованное лицо обращается только в свою страховую компанию.
- Выезд аварийного комиссара к месту ДТП – фактически не всегда представляется возможным;
- Предоставление бесплатного автоюриста – на деле такие юристы не оправдывают себя.
Некоторые из предлагаемых дополнительных услуг могут быть полезны для автовладельца, но они не могут быть навязаны принудительно к ОСАГО.
У страховых компаний в арсенале есть множество отговорок к отказу возмущенным клиентам, ввиду невыгодности обычного заполнения документа и продажи дополнительной нагрузки к полису ОСАГО кому-то другому:
- Отсутствие бланков ОСАГО – чаще всего это не так. Для гражданина, согласившегося купить дополнительную страховку, бланки обычно находятся.
- Сбой компьютера или программного обеспечения – агент утверждает, что программа работает только на оформление пакета услуг. При этом сложно будет обвинить менеджера в обмане, так как клиент не имеет права требовать отчет о техническом состоянии компьютеров и программного обеспечения компании-страховщика.
- Требование техосмотра автомобиля – страховая компания имеет право провести собственный техосмотр транспортного средства, при этом ожидание в очереди может длиться до 30 дней.
- Ссылки на несуществующие нормативные акты, предписывающие обязательное дополнительное страхование, что является прямым обманом потребителя.
Все эти причины являются выдуманными и направлены они лишь на увеличение прибыли компании. Страховые фирмы с самого начала введения автогражданки начали наперебой жаловаться на убыточность данного вида страхования. Даже повышение Центробанком тарифов не умерило аппетиты страховщиков. Менеджеры и страховые агенты зачастую вынуждены навязывать дополнительные услуги своим клиентам. Так процент за проданный полис ОСАГО может равняться 0%, в то время как дополнительное страхование премируется 10% и более.
На самом деле рентабельность автострахования достаточно высока.
Пример квитанции дополнительного страхования квартиры:
Пример условий дополнительного страхования квартиры:
Что делать если навязывают?
Когда возникла необходимость в покупке полиса ОСАГО, для начала надо поискать компанию, которая продаст документ без дополнительных услуг. Не все страховщики навязывают ненужные продукты.
До похода в страховую компанию полезным будет рассчитать стоимость страховки на онлайн-калькуляторе.
Существует несколько способов отказаться от навязывания ненужных услуг:
- Для начала просто сообщите агенту о своем нежелании покупать предлагаемые помимо ОСАГО продукты.
- Напомнить менеджеру о законодательных актах, которые защищают автовладельца в подобной ситуации:
- Раздел 14, пункт 4 правил ОСАГО — ни одна СК не имеет права отказать страхователю в предоставлении услуги обязательного страхования, если последний обратился с соблюдением всех норм и имеет необходимые документы.
- Закон о защите прав потребителя запрещает ставить непременным условием для покупки одной услуги, приобретение других услуг.
- Гражданский кодекс РФ обязывает страховые компании заключать договор обязательного страхования, если предоставлены все необходимые документы и нет объективных препятствий для получения гражданином такого договора.
- КоАП РФ устанавливает ответственность за навязывание дополнительных услуг и необоснованный отказ в выдаче страхового полиса.
- Попросить оформить отказ от предоставления услуги в письменном виде.
- Записать разговор с менеджером на диктофон или снять видео на телефон, но надо понимать, что тайная съемка в такой ситуации будет считаться неправомерной и доказательством послужить не сможет.
Скорее всего, страховой агент все равно будет настаивать на продаже полиса с дополнительной услугой. В таком случае можно согласиться на такие условия и сразу после приобретения пакета страховых услуг написать заявление на отказ от навязанной услуги и возврат денежных средств.
Заявление надо написать в двух экземплярах, в доказательство того, что дополнительный полис был приобретен вынужденно, можно приложить аудио или видео фиксацию разговора с агентом. Кроме заявления понадобится:
- ксерокопия паспорта;
- ксерокопия ПТС и СТС;
- копия и оригинал водительского удостоверения;
- ксерокопия диагностической карты (техосмотра).
Не лишним будет упомянуть, что в случае отказа от возврата денег, данное заявление будет передано в суд. Если все вышеперечисленные действия не возымели желаемого результата, надо настоятельно попросить у руководства страховой компании письменный отказ в возврате денежных средств, с соответствующей пометкой на бланке.
Следующим шагом будет направление всех полученных документов в Центробанк, Роспотребнадзор, РСА, суд, указав номера приобретенных полисов.
Можно ли отказаться от навязанной страховки?
Отказаться от навязанной страховки можно. Для этого нужно заблаговременно написать заявление в страховую компанию с просьбой оформить полис ОСАГО без дополнительных нагрузок. Руководство компании обязано рассмотреть данное обращение. Ответить отказом страховщик не имеет права. Однако период, в течение которого будет принято положительное решение, может затянуться до 30 дней.
Другим вариантом может стать самостоятельный поиск добросовестной компании, которая продаст полис ОСАГО без дополнительных услуг.
Можно отказаться от дополнительного договора страхования даже в том случае, когда сделка со страховым агентом уже совершена и навязанная услуга оплачена.
С 1 января 2018 года вступило в силу указание Банка России, в котором прописаны условия возврата средств гражданам, затраченных на добровольное страхование. Это значит, что в течение 14 дней (период охлаждения) гражданин имеет право отказаться от ненужного договора и потребовать возврат денежных средств. В этом случае страховая компания должна полностью вернуть деньги клиенту.
Исключением становится ситуация, когда за время периода охлаждения произошел страховой случай.
Часто страховые компании прибегают к различным уловкам при продаже дополнительных услуг. Так, например:
- оформляется не полноценный договор страхования, а просто страховой бланк, по которому получить возмещение ущерба будет невозможно;
- в договоре страхования жилища «случайно» указываются неверные сведения о количестве квадратных метров;
- допускаются ошибки в написании адреса или реквизитов страхователя.
В таких случаях получить выплаты по страховке практически не возможно, так как выданный бланк не является договором страхования или составлен неправильно.
Необходимые документы для возврата
Для оформления возврата денежных средств потребуется собрать пакет документов:
- заявление в двух экземплярах;
- ксерокопия паспорта(1 страница и прописка);
- копия ОСАГО и ПТС с указанием собственника;
- копия договора страхования жизни (навязанной страховки);
- реквизиты счета (в случае, если оплата была произведена по-безналичному расчету).
Список необходимых документов для возврата навязанной страховки к ОСАГО может разниться в зависимости от фирмы страховщика. За бланком заявления лучше обратиться в компанию, выдавшую страховой полис. На экземпляре заявителя необходима соответствующая отметка о регистрации (входящий номер).
Как вернуть деньги за навязанную страховку при ОСАГО?
Для возврата потраченных средств, необходимо следовать пошаговой инструкции:
- взять в своей страховой компании соответствующий бланк для подачи заявления;
- написать заявление с указанием номера полиса ОСАГО, вида и номера навязанного страхового полиса;
- приложить к заявлению пакет необходимых документов (описано выше), можно добавить аудио или видео подтверждение того, что дополнительная страховка была навязана;
- отнести заявление в офис своей страховой компании;
- настоять на регистрации заявления, как входящего документа;
- один бланк заявления остается у заявителя;
- получить соответствующую отметку на своем экземпляре заявления.
Подавать заявление о возврате денежных средств необходимо в течение 14 дней с момента приобретения полиса. В противном случае сумма возмещения может быть изменена в меньшую сторону.
Пример заявления на возврат навязанной страховки при ОСАГО:
Когда деньги возвращаются на счет?
Чаще всего после получения заявления от клиента, страховая компания принимает положительное решение о возврате денег за навязанный страховой полис. Средства возвращаются на указанный счет в течение 10 дней.
Всю ли сумму вернут?
- Если страховка не вступила в действие, то страховщик обязан вернуть всю сумму страхового взноса.
- Если же в период охлаждения наступил страховой случай – деньги по возврату страховки возвращены не будут.
- Если желание клиента вернуть ненужный страховой период по истечении пяти дней, то страховая компания имеет право выплатить оставшуюся страховую премию, за вычетом того срока, когда страховка вступила в действие.
Ответственность страхового агента за навязанную страховку
Страховой агент или менеджер, работающий непосредственно в офисе страховой компании является обычным наемным сотрудником. Он действует согласно установленным в компании правилам и распоряжениям начальства.
Таким образом, продавать ненужные услуги клиентам или нет, рядовой агент решать не может. Поэтому вся ответственность ложится на компанию в лице ее руководителя. От количества проданных страховых продуктов может зависеть только размер оплаты труда менеджера или премиальные выплаты, предусмотренные для сотрудников компании. В свою очередь сама компания, в случае обращения недовольного клиента в суд или другие регулирующие ее деятельность инстанции, может понести штрафные санкции от 50000 рублей и выше.
Действия в случае отказа
Если страховщик не желает возвращать деньги за навязанную страховку к ОСАГО следует обратиться с исковым заявлением в суд, направить жалобу в РСА и Центробанк.
В обращении необходимо подробно описать все этапы общения со страховой компанией, приложить все имеющиеся доказательства обмана со стороны страховщика, копии заявлений об отказе от ненужной страховки, копию письменного отказа компании в выплате денежных средств (если таковая имеется).
Не лишним будет еще раз сообщить недобросовестному страховщику о подаче таких заявлений. Возможно, проблему можно будет решить в досудебном порядке.
Обращение в суд
Требование возврата денег через суд может стать очень сложным и долгим процессом. Необходимо предоставить аудио или видео подтверждения недобросовестности страховщика. Помимо этого суду придется объяснить, каким образом клиента заставляли подписывать неудобный договор.
Судебная практика показывает, что такие дела растягиваются на длительное время и не всегда решаются в пользу обманутого клиента.
Возможные последствия судопроизводства
Сумма возмещения за навязанную страховку к ОСАГО, как правило, не велика (в среднем 500-3000 рублей). Судебные издержки могут в несколько раз превысить полученные, в результате судебного разбирательства, средства. Следует прибавить к этому значительное количество потраченного времени и сил.
Нюансы.
Как уже говорилось ранее, не всегда дополнительная страховка является бесполезной. Например, страхование жизни и здоровья возлагает материальную ответственность на страховую компанию в том случае, когда водитель через какое-то время после оформления ДТП вынужден возобновить лечение.
Для того что бы обезопасить себя от навязывания услуг, прежде чем отправляться в страховую компанию будет полезно:
- Ознакомиться с законами и законодательными актами, регулирующими продажу страховых продуктов (закон о защите прав потребителя, закон об ОСАГО, КоАП РФ).
- Просмотреть отзывы о компаниях, продающих полисы ОСАГО (наверняка найдутся добросовестные продавцы);
- По возможности, взять с собой одного или, лучше, двух свидетелей.
- Не вступать в открытый конфликт с сотрудниками офиса страховой компании (они всего — лишь исполнители);
- Спокойно покупать предложенный пакет услуг и сразу же писать отказ от навязанной страховки.
- Не пренебрегать временем периода охлаждения.
В последнее время появилась возможность покупки электронного полиса ОСАГО через РСА. В этом случае полис обходится несколько дешевле и никаких допов покупать не приходится.