В городах с интенсивным движением аварии при перестроении из одного ряда в другой не редкость. Виновник в конкретной ситуации выявляется по обстоятельствам дела. Перестроение считается одним из самых опасных видов маневрирования, поэтому от водителя требуется максимальная собранность и внимательность, чтобы избежать аварии. Если ДТП при перестроении все же произошло, необходимо собрать максимум информации для выявления виновного в происшествии.
Что делать в случае ДТП при перестроении?
Каждый водитель на дороге должен быть готов к непредвиденным ситуациям. Даже если его признают пострадавшим в ДТП, важно правильно оценить ситуацию и в случае аварии принять необходимые меры.
В случае транспортного происшествия нужно выполнить несколько обязательных действий (п.2.5 ПДД):
- Включить аварийный световой сигнал и установить аварийный знак по правилам ПДД (это знак в виде треугольника). В черте города его необходимо устанавливать на 15 метров от транспортного средства. Вне населенного пункта это расстояние составляет 30 метров. Если ДТП при перестроении произошло за поворотом, то знак необходимо выставить перед ним, чтобы остальные участники движения могли вовремя среагировать.
- Водители и машины должны оставаться на месте ДТП до приезда инспекторов. Если автомобили мешают проезду, то в соответствии с п.2.6.1 ПДД, если пострадало только имущество, а ТС сильно мешают движению, то их необходимо убрать и расчистить дорогу. Но специалисты рекомендуют сначала проконсультироваться с дежурным инспектором ГИБДД. Иногда лучше получить штраф за неубранное транспортное средство с места аварии, чем стать ее виновником.
- Если необходимо очистить дорогу, следует при свидетелях письменно зафиксировать расположение предметов на аварийном участке. Также не помешает их сфотографировать или записать на видеокамеру, чтобы были доказательства при выяснении виновной стороны.
- При наличии пострадавших обязательно вызвать скорую помощь. Если нет специальных знаний, самостоятельно травмированных не передвигать и помощь им не оказывать, за исключением случаев реальной опасности (например, горит машина). Номер скорой помощи 113 или 03.
- Записать контактные данные всех свидетелей. Так прибывшему на место инспектору будет проще установить виновного в ДТП при перестроении — чем больше информации дадут очевидцы, тем лучше. Если вокруг есть жилые дома, а после аварии будет сложно установить виновного, то в течение нескольких дней можно обойти и опросить жильцов, чьи окна выходят на дорогу, может получиться выявить дополнительных свидетелей.
- Позвонить в ГИБДД. Сообщить время и место происшествия. Телефон полиции — 02. Это общий номер, по которому можно дозвониться и в ГИБДД.
- Если в аварии нет пострадавших, повреждения минимальны, разногласий по виновности сторон нет, а в ДТП при перестроении участвует только 2 ТС, то можно оформить Еропротокол, без вызова ГИБДД по ст. 11.1 ФЗ №40.
Участникам ДТП стоит успокоиться, использовать все имеющиеся факты, чтобы доказать свою невиновность или снизить уровень вины. При перестроении важным фактором является приоритет при движении, включение поворотных сигналов, а также скорость при совершении маневра. Если отсутствуют свидетели, то стоит узнать, не зафиксировала ли аварию камера наружного наблюдения соседних магазинов.
Правила ПДД при перестроении
Когда водитель решает покинуть свою полосу важно не только, куда он перестраивается, но и другие нюансы, в том числе скорость и соблюдение дистанции.
Есть несколько правил ПДД, которые необходимо помнить при совершении манёвра перестроения:
- Водитель обязан предупредить о начале маневра с помощью поворотных сигналов. Если сигналы не работают или отсутствуют — знак подают рукой.
- При совершении маневра перестроения необходимо уступить дорогу движущемуся без изменения направления. Это касается автомобилей, которые двигаются по своей полосе и не осуществляют маневр.
- Если происходит одновременный переезд нескольких машин, то приоритет у ТС, которое справа.
- Если во время перестроения автобус отъезжает от остановки, то автомобили также обязанные его пропустить, общественный транспорт обладает приоритетом.
Все эти нюансы рассмотрены в п. 8.1 и 8.4 ПДД. Но трудности при выполнении маневра, а потом при поиске виновного в ДТП все равно возникают. Многие детали зависят от конкретной дорожной ситуации.
Перестроение автомобиля в правый ряд.
Это наиболее простой вариант перестроения, который четко оговорен в п. 8.4 ПДД. Водитель обязан включить поворотник и пропустить все ТС, которые движутся справа по своей полосе. Только потом автомобилю разрешено завершить маневр. Преимущество перед автомобилем левого ряда при маневре имеют все транспортные средства.
Перестроение с правого ряда в левый.
В данной ситуации все сложнее. Если водитель перестраивается с правого ряда в левый, он обязан уступить дорогу тем, кто движется по своей полосе и не меняет направления.
Если одновременно маневр осуществляет автомобиль из левой на правую полосу, то он обязан уступить. Приоритетом в таком случае пользуется авто перестраивающееся в левый ряд.
Кто должен уступить при обоюдном перестроении?
Если на одном участке дороги маневр перестроения совершают два автомобиля, то ситуация становится более сложной. Необходимо четко ориентироваться в правилах и понимать, у кого в данный момент приоритет движения.
Основной действующий закон при обоюдном перестроении «помеха справа» п.8.9 ПДД РФ.
Если маневр совершается одним автомобилем на правую полосу, а другим на левую, то по правилам «помеха справа» — первый должен пропустить. Но водителям даже имея преимущество необходимо убедиться, что дорогу им уступают. Также важно соблюдать скоростной режим, поскольку участники движения ориентируются на определенную скорость. Если резко затормозить или прибавить возникает опасная ситуация.
В любом случае следует соблюдать скоростной режим и при совершении маневра быть предельно внимательным, оценивать ситуацию в зеркало заднего вида и боковые. Совершать перестроение нужно, только убедившись в его безопасности.
Перестроение под небольшим углом
Если маневр происходит близко к разделительной полосе, то угол перестроения получается совсем небольшой и остальные участники могут не сразу заметить намерения автолюбителя. Важно понимать, что пока водитель находится на разметке, его ТС считается на стадии перестроения и в случае аварии он, скорее всего, будет признан виновным.
При отсутствии разметки виновным может быть любой из участников ДТП при перестроении в зависимости от деталей происшествия.
Как определить виновника ДТП при перестроении?
При определении виновного в ДТП при одновременном перестроении в первую очередь выясняют, кто находился ближе к правому краю дороги. Этот водитель имел преимущество и тот, кто ему не уступил, автоматически считается виновником аварии.
При этом для машины, которая ехала слева даже не важно, что она подавала сигнал или находилась впереди оппонента. В любом случае действует правило «помеха справа». Это упрощенное название всем известного п.8.9 ПДД РФ. Даже если водитель, имеющий преимущество, оказался без прав или в состоянии алкогольного опьянения, а ему не уступили, в такой аварии при одновременном перестроении он не может быть признан виновным.
При перестроении на левую полосу виноватым в ДТП признается тот водитель, который не уступил транспортным средствам, ехавшим без изменения траектории.
Существует много спорных ситуаций, например, когда две машины на одной полосе перестраиваются одновременно. В такой ситуации для выявления виновного следует уточнить, кто первый включил поворотник, скорость каждого ТС, соблюдение дистанции.
ДТП при перестроении из правого ряда в левый, кто виноват?
В данном случае всегда виноват тот, кто не пропустил автомобиль, не меняющий полосу. Это водитель, который выполняет маневр. Согласно п.8.4 автолюбитель, совершающий переезд на левую полосу имеет преимущество только при одновременном перестроении. А все ТС, движущиеся по своей полосе в данном случае имеют преимущество, и он должен их пропустить перед началом движения.
ДТП при перестроении из левого ряда в правый
Согласно законодательству в ДТП при перестроении из левого ряда в правый виновником считается водитель, который едет по левой полосе (п.8.1 и 8.4 ПДД). Он должен уступить машинам, двигающимся по правой полосе.
Если перестроение происходит с разных полос, то виновным аварии будет признан все равно водитель слева.
Кто виноват, если машина перестроилась до столкновения?
Если автомобиль завершил маневр на монет столкновения, то его водитель будет виновником только в том случае, если доказано резкое торможение, внезапное перестроение или нарушение скоростного режима. В противном случае будет виновным в ДТП признан тот, кто сидел за рулем ТС двигавшегося позади.
Возможные штрафы в случае ДТП при перестроении
Штрафы при аварии при перестроении зависят от конкретной ситуации. Для начала необходимо выяснить, какой именно пункт КоАП РФ нарушил виновник дорожно-транспортного происшествия.
- Если виновник ДТП при осуществлении маневра не включил световой сигнал, то его нарушение оговаривается ст.12.14 КоАП РФ и карается штрафом до 500 рублей.
- За длительное совершение перестроения и создания таким образом помехи на дороге – до 500 рублей часть 1 ст. 12.16 КоАП РФ.
- Если маневр совершается на перекрестке и водитель не уступил место ТС, которое имело приоритет на данном перекрестке ч.2 ст.12.13 до 1000 рублей.
- Авто выехало на перекресток и при перестроении мешало тем, кто выполняет поперечное движение ч.1 ст.12.13 1000 рублей.
- Если при совершении маневра был нарушен скоростной режим, то размер штрафа колеблется от 500 рублей до 5 тысяч. ст. 12.9.
Часто при перестроении водители нарушают правила пересечения разметки. Это карается штрафом по ч.1 ст.12.16 КоАП до 500 рублей.
При этом вне зависимости от административного штрафа виновный (или страховая компания виновника) должен возместить ущерб пострадавший стороне.
Штраф может быть увеличен в случае, если после ДТП при перестроении водитель не выставил аварийный знак. В таком случае к уже имеющейся сумме могут добавить до 1 тысячи рублей по ст.12.5 КоАП.
Если во время аварии есть пострадавшие, которым нанесен тяжкий вред здоровью или погибшие – ответственность становится уголовной.
Является ли страховым случаем ДТП при перестроении?
Согласно Российскому страховому законодательству полис ОСАГО страхует гражданскую ответственность. Это означает, что любое ДТП, где есть виновные и участвуют застрахованные ТС, будет признан страховым случаем.
Страховым случаем при ДТП считается любое происшествие, когда гражданин был за рулем застрахованного автомобиля и нанес материальный ущерб.
С кого взыскивать ущерб?
Оплатить ущерб должна страховая компания виновного в происшествии лица. Предварительно следует оценить вред, нанесенный автомобилю. Это делают непосредственно специалисты страховой компании. При оформлении европротокола обоим участникам ДТП необходимо в течение 5 дней обратиться к страховщикам. Если ДТП зафиксировали сотрудники ГИБДД, то срок обращения увеличивается до трех лет.
О сроке в 3 года сказано в ст. 196 Гражданского кодекса РФ, о тонкостях обращения в страховую компанию после заполнения европротокола в ФЗ №40 ст. 11. Иногда взыскивать приходится непосредственно с виновника ДТП.
Страховая компания виновника ДТП при перестроении оплачивает пострадавшим восстановление и ремонт авто, а также нанесенный вред здоровью. Лимит страховой выплаты составляет 400 тысяч для каждого пострадавшего ТС при ДТП. Если пострадали в аварии люди, то на их лечение лимит увеличивается до 500 тысяч по 07.2014 N 223-ФЗ.
Когда ущерб невиновному водителю не превышает 100000р, допустимо составление Европротокола с помощью бумажного бланка, даже при наличии разногласий. В случае размера убытков от аварии от 100000 руб. до 400000 руб. допустимо составление Европротокола только при отсутствии разногласий и с помощью специального приложения «ДТП.Европротокол».
Недостающая сумма должна быть взыскана с личных средств виновника ДТП в соответсвии со ст. 1072 ГК РФ . Это происходит в следующих случаях:
- Нанесенный ущерб оказался больше лимита.
- У виновной стороны нет оформленного полиса ОСАГО или компания, по каким-либо причинам отказалась выплатить ущерб. Тогда гражданин сам в полном объеме возмещает необходимую сумму, также по ст. 1072 ГК РФ.
Договориться о выплатах можно мирным путем или с помощью судебных разбирательств. В любом случае желательно провести независимую экспертизу пострадавшего автомобиля, чтобы точно знать объективную сумму возмещения. Для мирного договора виновному отсылают досудебную претензию, копия которой находится у пострадавшего. Если гражданин отказывается — тогда иск в суд. На судебном заседании необходимо доказать виновность второго участника и предоставить документы о сумме ущерба, желательно с заключением независимой экспертизы.
Судебная практика
В суде и во время расследования для поиска виновного лица всегда учитываются сразу несколько параметров: скорость и траектория движения, соблюдение дистанции, резкость выполняемого маневра. Вот несколько случаев из судебной практики:
- Водитель, который был признан виновным в том, что не уступил дорогу при одновременном перестроении, подал жалобу и выиграл дело. Это произошло, поскольку автолюбитель смог предъявить фото и видеодоказательства того, что он раньше пострадавшего успел перестроиться на необходимую полосу, а значит, не должен был уступать дорогу. Приоритет движения был на момент аварии у него. Обоюдное перестроение считается наиболее сложной ситуацией. Если два автомобиля начинают движение на одну и ту же полосу одновременно, то приоритет будет у машины, которая раньше покинет область разметки и займет целевую полосу. Правило правой руки в данном случае согласно п.8.4 уже не действует. Но многие водители ссылаются на это правило, а потому и получаются аварии. Следует внимательно следить за такими ситуациями и анализировать поведение других участников движения.
- В одном из судов г. Тверь было вынесено решение лишь частично удовлетворить иск пострадавшего, поскольку он сам двигался с большей, чем разрешено на данном участке дороги, скоростью. Скоростной режим всегда учитывается, поэтому любители «проскочить» и завершить маневр быстрее могут оказаться виновными даже при соблюдении правил маневра.
- Часто в спорных ситуациях суд назначает обоюдно виновными в ДТП обе стороны. В таких ситуациях ущерб выплачивают обе страховых компании по ОСАГО.
При возникновении спорных ситуаций рассматриваются дополнительные детали: насколько оба водителя соблюдали дистанцию и скоростной режим. Также обязательно уточняют с помощью очевидцев или камер, были ли включены предупреждающие сигналы поворота.
Нюансы
Особой ситуацией считается, когда на дороге рядов машин больше, чем размеченных полос. Например, полос — 3, а рядов транспорта в потоке — 5. Получается, что по ПДД, многие машины будут находиться на разделительной полосе, то есть в состоянии перестроения. В такой ситуации при возникновении аварии сотрудникам ГИБДД будет сложно установить виновного и придется провести серьезное расследование с привлечением очевидцев, записей с наружных видеокамер и видеорегистраторов.
Еще одна особенная ситуация — столкновение при обгоне. Здесь может быть признан виновным как водитель обгоняемой машины, так и сам обгонщик:
- если на обгоняющем транспорте не были включены поворотники, не учтено движение по встречной полосе — виновен тот, кто совершал обгон;
- если автолюбитель, которого обгоняли специально мешал, резко повернул — виновен он.
Чем больше деталей и обстоятельств, имеющих место на момент ДТП при перестроении, будет выявлено, тем проще инспектору и суду будет выявить виновника происшествия.
Как избежать ДТП при перестроении?
Чтобы не стать виновником ДТП при перестроении или просто не попасть в аварию специалисты рекомендуют запомнить и строго следовать нескольким правилам:
- В своем ряду следует придерживаться правой стороны. Это дает больше свободы для маневра и снижает риск столкновения. Тогда при перестроении слева, даже если придется наехать на разметку, при аварии виновным будет признан автомобиль, который перестраивался слева. А при маневре справа будет место для того, чтобы уступить приоритетному ТС.
- Если нет намерения перестраиваться — не стоит заезжать на разметку. Часто, дорожная ситуация складывается так, что приходится наезжать на разделительную полосу. Но практика показывает, что вернуться в строй потом не просто и ТС долгое время находится в состоянии перестроения. При ДТП будет большой шанс, что водителя этого авто признают виновным.
- Всегда перед маневром внимательно проанализировать дорожную ситуацию, по возможности оценить предполагаемые движения других ТС.
- При перестроении следует оценить, насколько выбранный маневр безопасен. Для этого необходимо осмотреться в боковые зеркала и заднее. Так будет возможность увидеть, что происходит на соседней полосе и сзади.
- Перестраиваться плавно, без рывков, чтобы остальные участники дорожного движения могли спрогнозировать ситуацию.
Если выполнять эти несложные советы, то можно минимизировать риски попасть в аварию при перестроении.
По итогу из всей статьи умелый водитель должен запомнить несколько основных пунктов:
- если выполняется одновременный маневр перестроения, то машина справа имеет приоритет по правилам «правой руки»;
- нельзя забывать включать световые сигналы при перестроении;
- не стоит заезжать на разметку, если нет намерения перестраиваться;
- обязательно уступить дорогу автомобилю, который движется без изменения направления движения.
В таком случае не будет риска попасть в ДТП при перестроении. Также обязательно застраховать автомобиль, чтобы в случае аварии и признания вины, была возможность возместить ущерб пострадавшим.