Если произошла авария, все нюансы сложившейся ситуации должны быть тщательно изучены. От них зависит определение виновника аварии, возможное наказание и размер возмещения. В процессе разбирательства может быть осуществлено административное расследование ДТП. Оно выполняется в рамках норм действующего законодательства. На участников происшествия оказывает прямое влияние тот факт, к какому выводу придут сотрудники ГИБДД. Поэтому важно заранее знать, как проходит административное расследование дорожно-транспортного происшествия.
Что называется административным расследованием ДТП?
Определение административного расследования аварии закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 года. В нормативно-правовом акте говорится, что процедура представляет комплекс процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств правонарушения. Административное расследование ДТП требует значительных затрат времени. Во время процедуры происходит фиксирование случившегося, юридическая квалификация совершенных действий и процессуальное оформление. Информация может быть собрана при помощи:
- проведения экспертизы;
- выявления потерпевших и свидетелей;
- опроса лиц, проживающих рядом с местом аварии.
Действия, которые производятся в соответствии с нормами УПК РФ в рамках предварительного расследования по уголовному делу, административным расследованием не являются.
Оказавшись на месте происшествия, сотрудники ГИБДД выясняют, не пострадали ли участники аварии, и могут ли они дать показания. Затем выявляют очевидцев события и выполняют осмотр. Если он не информативен, может потребоваться проведение экспертизы. Иногда картина проясняется сразу после составления протокола. Если обстоятельства происшествия непонятны, применяются дополнительные меры для прояснения картины.
Когда назначается административное расследование ДТП?
В действующем законодательстве отсутствует точное указание ситуаций, в которых необходимо проводить административное расследование аварии. Обычно оно выполняется в следующих ситуациях:
- причинён вред здоровью одному из участников дорожно-транспортного происшествия;
- виновник аварии покинул место ДТП;
- водители не могут прийти к единому мнению о причинах случившегося.
Если нанесен тяжёлый ущерб, или присутствуют погибшие, возбуждается уголовное дело. Начинается следствие.
Порядок проведения административного расследования зависит от типа происшествия. По факту небольшой аварии сотрудник ГИБДД на месте подготовит протокол о правонарушении и привлечет виновника к административной ответственности. Если возникла спорная ситуация, нередко проводят экспертизу. Обычно сторонних специалистов привлекают, если имуществу нанесены сильные повреждения.
Если присутствуют пострадавшие среди пассажиров или пешеходов, на место аварии прибудет судмедэксперт. Его вызовет сотрудник ГИБДД. Специалист осмотрит пострадавших и выявит степень нанесения вреда. От его степени зависит порядок дальнейшего расследования. Если нанесены легкие и средние повреждения, виновника происшествия привлекут к административной ответственности. Тяжкие травмы или гибель человека чреваты уголовной ответственностью. Вынесенное решение можно обжаловать. На это дают 10 дней.
Если имеют место быть потерпевшие с тяжелыми телесными повреждениями или погибшие, расследование проводится в соответствии с нормами УК РФ. Оно не признается административным. Наказание устанавливает ст. 264 УК РФ.
Если авария несерьёзная, процедуру регламентирует КоАП РФ. Применяются административные меры. Нормативно-правовые акты определяют правила проведения мероприятия в зависимости от особенностей произошедшего. Наказание вменят по ст. 12.24 КоАП РФ.
Однако не всегда нанесение травм средней степени тяжести предполагает привлечение к административной ответственности. Во внимание принимают сопутствующие обстоятельства. Лицу вменят наказание в соответствии с нормами УК РФ, если имели место быть следующие факторы:
- управление автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
- одновременный наезд на нескольких пешеходов;
- езда за рулем без прав.
Когда присутствуют смягчающие обстоятельства, лицо привлекут к административной ответственности. Так, если человек избежал более серьезной аварии или ранее не нарушал ПДД, наказание будет менее суровым.
Административное расследование ДТП не выполняется, если использован европротокол. Его применяют в соответствии с положениями статьи 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года “Об ОСАГО”. Использование европротокола допустимо, если выполняются следующие условия:
- в результате ДТП нанесен вред только транспортным средствам;
- в дорожном происшествии приняло участие только 2 транспортных средства;
- гражданская ответственность владельцев автомобилей застрахована в соответствии с ФЗ №40 “Об ОСАГО”;
- обстоятельства причинения вреда, характер, перечень видимых повреждений не вызывают разногласия за исключением ситуаций, когда размер ущерба не превышает 100000 руб;
- информация о произошедшем зафиксирована в бланке европротокола, который заполнен водителями.
Нормативная база
Административное расследование аварии выполняется строго в соответствии с нормами действующего законодательства. Проводя процедуру, уполномоченные лица руководствуются:
- Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №5 от 24 марта 2005 года о некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ – содержит определение административного расследования, определяет перечень действий в ситуациях, когда процедура не проводилась.
- Статья 28.7 КоАП РФ. Определяет правила проведения процедуры, сроки выполнения действия, особенности завершения расследования.
- Статья 28.3 КоАП РФ – определяет перечень лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
- ПДД РФ – определяет правила передвижения по дорогам в России.
Кто проводит административное расследование аварии?
Решение о проведении административного расследования ДТП принимает лицо, имеющее право составлять протокол (статья 28.7 КоАП РФ). Обычно это сотрудник ГИБДД. Решение принимается, когда определить обстоятельства произошедшего не удаётся. В этой ситуации протокол направляется в группу разбора ДТП. В тексте документа отражается примерный нарушитель. При этом участникам ДТП выдаётся на руки предписание о необходимости посещения группы административной практики. Она располагается в подразделении Госавтоинспекции. Бумаги отражают точное время и день, в который пройдёт разбор ДТП в ГИБДД.
Группа административной практики представляет собой специальное образование, которое находится в районном подразделении ГИБДД. Структура занимается детальным исследованием ДТП. Основными целями создания группы выступают:
- объективный анализ всех обстоятельств, которые привели к аварии;
- установление причин случившегося;
- определение виновности того или иного человека.
К административному разбирательству могут быть привлечены иные лица. Дознаватель вступает в дело после ДТП, если инспектор не выявил виновного. Сотрудник выясняет обстоятельства, вызовет участников происшествия, свидетелей, обсудит с ними обстоятельства произошедшего, учтет представленные доказательства и назначит экспертизу, если это необходимо. Дознаватель входит в состав группы разбора. Он может закрыть дело, определить виновного, или передать документы в суд.
Следователь вступает в работу, если в ДТП нанесен серьёзный вред здоровью, или погибли люди. Дело переквалифицируется из разряда административного в уголовное. Специалист может:
- выехать на место происшествия для осмотра и изъятия вещественных доказательств;
- оформить результаты процедуры;
- предъявить версию произошедшего;
- провести допрос, назначить экспертизу, следственный эксперимент или очную ставку;
- составить обвинительное заключение и отправить дело в суд.
Порядок рассмотрения ДТП
Рассмотрение ДТП выполняется по следующей схеме:
- Инспектор выезжает на место аварии, фиксирует произошедшее, опрашивает участников происшествия.
- Бумаги передаются в группу разбора ГИБДД. Лица, входящие в группу, проанализируют документацию, составленную сотрудниками ДПС, изучив схему происшествия, разъяснения, предоставленные водителями, акты медосвидетельствования и прочее.
- Участников аварии пригласят для дачи показаний. Действие производится, если определить виновника происшествия на месте не удаётся.
- Назначается экспертиза, которая позволяет получить ответы на возникающие в ходе расследования вопросы. Этап присутствует не всегда.
- Итоги разбирательства оформляются в виде постановления.
Участники ДТП могут дополнять данные объяснения, задавать вопросы, настаивать на привлечении к разбирательству экспертов, записывать происходящее. Если лицо не согласно с вынесенным постановлением, документ можно обжаловать. Процедуру регламентирует глава 30 КоАП РФ. Подготовить жалобу и передать её в уполномоченный орган необходимо в течение 10 суток (пункт 1 статьи 30.3 КоАП РФ).
Разбор аварии в ГИБДД
Если выполняется разбор ДТП в ГИБДД, работа ведется в несколько этапов:
- Сотрудники сформированной группы изучают документы об аварии. Процедура проводится без участия лиц, оказавшихся в происшествии.
- Водителей оповестят о дате и месте прохождения процедуры. Лица обязаны посетить ГИБДД в установленный срок.
- В назначенное время участников аварии пригласят в ГИБДД. Здесь им предоставят возможность еще раз описать особенности сложившейся ситуации. Автомобилисты могут предъявить доказательства своей правоты. В их качестве рассматриваются свидетельские показания, результаты фото и видеосъемки. Допустимо выдвижение требований о проведении экспертизы. Просьба оформляется в виде ходатайства. Ответ на него группа разбора должна дать незамедлительно. Бумага оформляется в письменном виде.
- Если назначена экспертиза, участники происшествия обязаны дождаться её результата. Затем будет установлен виновник аварии.
- Оформляется постановление.
Водители могут посетить группу разбора совместно или по одному. Первый вариант больше походит на очную ставку. Однако нарушение законодательства при этом не возникает. Иногда так проще докопаться до истины.
Процесс административного расследования ДТП
На практике может быть проблематично установить все обстоятельства аварии. В этом случае проводится административное расследование ЛТП. Работа ведется по следующей схеме:
- Инспектор прибывает на место аварии, осматривает его и транспортные средства, участвовавшие в ДТП.
- Оформляется определение об административном расследовании.
- Назначается группа разбора. Ей передают все материалы по делу. Если оба водителя считают себя потерпевшими, к процедуре привлекается дознаватель.
- Изучаются все обстоятельства аварии. Водителей приглашают в ГИБДД для дачи показаний, проводятся независимые экспертизы.
- Учитываются представленные доказательства, показания свидетелей, итоги экспертиз.
- Если причинен телесный вред, представители группы разбора могут запросить информацию в медицинском учреждении, оказывавшем помощь потерпевшему. Иногда инициируют экспертизы. Заключение о телесных повреждениях является предварительным и используется только для определения статьи КоАП РФ, по которой будут предъявлены обвинения.
- Выносится итоговое постановление. Виновник происшествия должен исполнить предписание документа или обжаловать вынесенное решение административного расследования ДТП.
Когда в авариях погибли люди, или нанесен тяжёлый ущерб здоровью, расследование дела усложняется. Заводится уголовное расследование и процедура выполняется по следующей схеме:
- Инспектор ГИБДД прибывает на место дорожно-транспортного происшествия. Узнав о присутствии погибших или тяжело пострадавших, лицо вызывает скорую помощь, если действие ещё не было выполнено ранее, пожарных, если потребность в их услугах присутствует, и следственную группу. Дело рассматривается как уголовное.
- Криминалист и следователь, входящие в состав группы, осматривают место аварии. Учитываются все нюансы произошедшего.
- Следователь открывает уголовное дело и проводит расследования. В рамках разбирательства допрашивают участников и свидетелей произошедшего, назначаются экспертизы. По поручению следователя работает дознаватель.
- Когда удается выявить виновника аварии, дело передают в суд.
Вынесение определения по административному расследованию ДТП
Определение выносится сразу после того, как становится известным о совершении правонарушения и присутствии потребности в проведении административного расследования ДТП. Это значит, что соответствующую бумагу подготовят непосредственно на месте аварии в процессе оформления документов. Участникам авария объясняются их права и обязанности. Соответствующее положение фиксируется в тексте определения. Виновник и потерпевший получают копию бумаги. Если передача определения при личной встрече невозможна, оно высылается на адрес гражданина. Отправка копий производится в течение суток после составления документа.
Бумага должна быть составлена правильно. На лицевой стороне определения по административному расследованию ДТП отражаются:
- дата и время составления бумаги;
- сведения о сотруднике, подготовившем документ;
- причина возбуждения дела;
- информация, доказывающая присутствие правонарушения;
- статья, по которой вменяется наказание.
На обратной стороне приводится текст нормативно-правовых актов, которые регламентируют права и обязанности участников происшествия.
Административное расследование ДТП без пострадавших
Если нанесён лишь имущественный урон, изучение аварии происходит несколько по-другому, чем в ситуациях, когда имеются пострадавшие. Однако такие происшествия порой не менее запутанные и требуют административного расследования.
Если оба водителя отказываются признавать вину, инспектор выносит определение об административном расследовании ДТП. Изначально сотрудник ГИБДД сам проводит ряд мероприятий. В первую очередь он выполняет осмотр места происшествия. Изучение происходит с той точки, где присутствуют следы от ДТП, или с участка, по которому двигались транспортные средства.
Во внимание принимаются:
- особенности местности;
- присутствующие предметы, бордюры, знаки и деревья;
- состояние дорожного покрытия.
Обязательно опрашивают свидетелей. У них узнают местоположение машин и препятствий на пути до того, как произошла авария. Дополнительно свидетелей попросят сообщить реакцию участников ДТП на обострение ситуации на дороге и описать места автомобилей после аварии. Все следы, касающиеся происшествия, анализируются. Представитель уполномоченного органа выполнит необходимые замеры. Специалисты ознакомятся с частицами краски, оставшейся на дороге и окружающих предметах, изучат следы автомобильных жидкостей, отметины от колёс. Производится фотофиксация. Иногда с отметин колёс делают слепки.
Детальному осмотру подлежит транспорт участников происшествия. Специалист установит, какие части машин первыми получили дефекты. Информация, выявленная в результате осмотра, вносится в протокол. Затем составляется схема происшествия. Во время процедуры используются условные обозначения всех деталей и привязка к местности.
В ходе административного расследования ДТП опрашивают и самих участников аварии. Причём показания могут быть взяты не только на месте происшествия, но и в момент прибытия в отдел ГИБДД. Каждый водитель самостоятельно пишет объяснение. Сотрудники ГИБДД в это время заполняют протокол. На основании совокупной информации выявляется виновник. Сведения о нём отражаются в документе.
Когда протокол заполнен, оба участника аварии расписываются на бумаге, если согласны с присутствующей в ней информацией. Лицо имеет право отказаться от выполнения действия. В этом случае в протоколе проставляется соответствующая отметка. Участникам ДТП предоставляют копию бумаги. Затем виновнику придёт постановление об уплате штрафа или повестка в суд, где пройдет слушание дела об административном правонарушении.
Если во время первичного административного расследования аварии выявить виновника не удаётся, к разбирательству привлекается группа разбора. Разбирательство будет происходить в подразделении ГИБДД, в ведомстве которого находится территория, на которой произошла авария. В процедуре принимают участие сотрудники Госавтоинспекции и участники ДТП. Допустимо проведение различных экспертиз.
Расследование ДТП с пострадавшими
Если в аварии пострадали люди, учитывается характер повреждений. Административное расследование проводится только если получены легкие и средние травмы. Представители группы разбора запрашивают информацию о пострадавшем в медицинском учреждении, в которое он поступил. На основании полученных данных оформляется предварительное заключение. Оно используется для определения статьи КоАП РФ, обвинения по которой будут предъявлены нарушителю.
Если выяснится, что пострадавший получил тяжелые травмы или погиб, дело переквалифицируют в уголовное разбирательство. Процесс будут вести следственные органы. Расследование существенно усложняется.
Уголовное расследование ДТП будет состоять из большего количества этапов:
- Осмотр места аварии. Производится по той же схеме, которая отражена выше. Однако дополнительно исследуется одежда пострадавших, учитывается присутствие пятен крови. Если в аварии погибли люди, осматриваются тела, изучается их поза, одежда, характер дефектов, повреждений кожи и органов. Учитывается положение трупа относительно других элементов на месте аварии. Если обнаружена травма, не характерная для данного типа ДТП, будут выяснены причины их появления.
- Проводится следственный эксперимент. Он предполагает восстановление условий, в которых произошла авария. Эксперимент позволяет понять, что видели и слышали участники в критический момент, а также определяет влияние внешних факторов. Следственный эксперимент необходим для восстановления возможностей попадания в ДТП при тех обстоятельствах, что были названы. Эксперимент проводят на огороженном участке. Это позволяет снизить риск попадания в зону посторонних объектов или людей.
- Проведение экспертизы. К исследованию могут быть привлечены разные специалисты, если тот или иной метод не позволил получить ответа на вопросы. Эксперты определяют направление движения автомобилей, выявляют тип ДТП и обстоятельства произошедшего. Специалисты имеют доступ к материалам дела и документации. Эксперт изучает транспортные средства, их отдельные детали и агрегаты. Если присутствуют пострадавшие, дополнительно выполняется судебно-медицинская экспертиза аварии. Она позволяет определить положение тел до аварии, траекторию движения в момент ДТП. Медик выяснит особенности состояния водителя, которые могли спровоцировать дорожно-транспортное происшествие. Примером выступают проблемы со зрением или сниженный слух.
- Выполненные мероприятия позволяют восстановить целостную картину аварии, выявить влияние внешних условий, личностных особенностей участников происшествия. Иногда даже таких мер бывает недостаточно. Так, если виновник скрылся с места аварии, происходит его розыск вместе с автомобилем.
Следователь обращает внимание на все несоответствия показаний, откровенную ложь и подтасовку фактов, а также безосновательное сваливание вины на погибшего.
Сроки проведения административного расследования ДТП
Срок административного расследования ДТП регламентирует пункт 5 статьи 28.7 КоАП РФ. По общему правилу период составляет 1 месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В некоторых случаях допустимо продление срока по письменному ходатайству должностного лица. Допустимо смещение периода ещё на один месяц. Решение о продлении срока выносится в виде определения. Когда присутствуют пострадавшие, здоровью которых нанесен легкий или средний вред, срок может быть совмещен до полугода. Соответствующие правила закреплены в том же нормативно-правовом акте.
Если присутствуют пострадавшие с тяжелыми увечьями, или в аварии погибли люди, рассмотрение производится в рамках уголовного дела. Сроки расследования меняются. В стандартном случае период составляет 2 месяца. Он исчисляется с момента открытия дела. Период может быть продлен до 3 месяцев вышестоящим руководством. Если дело особо сложное, расследование может вестись в срок до года. Соответствующие правила регламентирует статья 162 УК РФ.
Стоимость экспертизы
Административное расследование дорожно-транспортного происшествия может потребовать проведения ряда экспертиз. Инициатором осуществления могут стать участники происшествия или лица, входящие в состав группы, занимающейся выяснением обстоятельств произошедшего. Оплату берёт на себя участник дела, направляющий ходатайство о проведении экспертизы. Также он может указать в документе, что денежные средства должна будет внести та сторона, которая проиграет дело и будет признана виновной. Экспертиза, назначаемая по инициативе группы, занимающейся расследованием произошедшего, оплачивается в равных частях. В последующем лицо, которое будет признано невиновным, может в судебном порядке истребовать затраченные денежные средства.
Цена экспертизы зависит от срочности и сложности произошедшего. Стоимость начинается от 5000 руб и может превышать 25000 руб. Экспертиза может быть выполнена бесплатно, если задействованы государственные специалисты. Однако обычно они очень сильно загружены. Поэтому лицо заранее должно быть готово к тому, что ему придется оплачивать проведение экспертизы.
Права и обязанности водителя при расследовании ДТП
Если выполняется административное расследование ДТП в ГИБДД, участники аварии имеют право на следующее:
- Использование услуг адвоката (пункт 1 статьи 25.5 КоАП РФ). Обычно его привлекают к разбирательству, если в аварии погибли люди, или нарушение допустил каждый из участников происшествия. Воспользоваться помощью юриста рекомендуется на начальном этапе.
- Ознакомиться со всей документацией, касающейся разбирательства. В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ, человек может заранее узнать обо всех бумагах, присутствующих в его деле.
- Подавать прошение, пояснительные записки, дополняя дело иными фактами. Если была выполнена фото и видеосъемка на месте, лицо может требовать о приобщении материалов к делу. Статья 51 Конституции РФ позволяет человеку не свидетельствовать против себя и близких.
- Просить проводить экспертизу, запрашивать справки в других уполномоченных органах, привлекать к процессу переводчика, если в разбирательстве задействован иностранный гражданин.
- Опротестовать вынесенное решение.
Отправляясь на разбор ДТП в ГИБДД, необходимо повторно проиграть в голове все особенности ситуации, возникшей в день дорожно-транспортного происшествия. Это необходимо для того, чтобы показания не расходились с теми, которые были даны ранее. Если будут выявлены несоответствия фраз, сотрудники госавтоинспекции могут согласиться с позицией оппонента.
Если проводится очная ставка при административном расследовании, может быть выяснено, что сотрудник ГИБДД принял версию одного из участников конфликта и пытается оказывать давление на другого. В этой ситуации нужно записать разговор на диктофон. В последствие информацию можно направить в прокуратуру или в адрес руководства подразделения.
Нередко спорную ситуацию удаётся разрешить без привлечения экспертов. Сами сотрудники ГИБДД стараются использовать такую возможность как можно реже, поскольку итоговые результаты могут не совпадать с предварительными выводами. Обычно сотрудники МВД сильно загружены. В результате может потребоваться привлечение сторонних компаний, которых необходимо оплачивать.
С какими проблемами можно столкнуться?
Работа группы разбора административного расследования связана с изучением доказательств вины того или иного водителя. Разбирательство упростится, если на одном из автомобилей присутствовал видеорегистратор. Он позволяет определить истинную причину инцидента и понять поведение водителей в момент столкновения.
Не всегда представитель Госавтоинспекции, прибывший на место события, опрашивает свидетелей. Однако их показания имеют важное значение. Поэтому рекомендуется контролировать выполнение административного расследования ДТП самостоятельно.
Гражданин может попытаться продлить время, установленное для обжалования решения разбора ГИБДД. Однако на практике выполнить манипуляция сложно. Решающее значение имеет оперативность сбора доказательств и подача заявления в вышестоящую структуру или иска в районный суд.